ПОХОД НА НОВУЮ ЗЕМЛЮ.

«Родную мою страну обходит с полуночи великое Студеное море. В море долги и широки пути, и высоко под звездами ходит и не может стоять. Упадут на него ветры, как руки на струны, убелится море волнами, что снег. Гремят голоса, как голоса многих труб,– голоса моря, поющие ужасно и сладко.А пошумев, замкнет свои тысячеголосые уста и глаже стекла изравнится. Глубина океана – страшна, немерна, и будет столь светла, ажно и рыбы ходящие видно…»
Борис Шергин

Этот поход стал продолжением похода 2006 года на катамаране «Вайгач» на полуостров Канин по маршруту Пинега – река Кулой – Белое море – река Чижа – озеро Долгое полуострова Канин - Архангельск. Целью этих походов было пройти древним поморским морским путём на Новую Землю – Поморскую Матку. При этом никаких спортивных целей не ставилось. Да и какие ещё возможны рекорды на трассе, освоенной уже на протяжении тысячелетий нашими предками! Хотелось попросту поклониться безвестным русским морякам, пройти ещё раз древней промысловой дорогой и – самое главное – посмотреть, как сегодня живут на Севере наши современники – хранители северных границ России. В 2012 году исполняется 100 лет от начала планомерного научного освоения Новой Земли русскими моряками. Нам хотелось приурочить поход к этой славной дате в Русской Морской Истории, почтить память славных героев Севера – В.А.Русанова, Г.Я.Седова, А.И.Варнека, Э.В.Толля и многих других.

ОБЗОР ПУНКТОВ ПОБЕРЕЖЬЯ ПО МАРШРУТУ ПОХОДА

Конечной целью похода была Новая Земля и промысловое становище Русаново, находящееся на южном острове Новой Земли рядом с Петуховским архипелагом (п-ов Русанова, карта). Переход от острова Колгуев до Новой Земли был одним из самых опасных и протяженных (около 350 км), т.к. трасса перехода проходила напрямик по океану. Однако, переждав трёхдневный шторм на Колгуеве и получив прогноз на попутный слабый ветер, мы прошли этот переход по практически штилевой погоде. Единственным риском была почти нулевая видимость на переходе. При штилевой погоде в высоких широтах очень часто из-за разницы температур днём на море возникает очень сильная дымка. Видимость иногда не превышала 50-100 метров. Значительная часть перехода проходила по трассе СевМорпути и в случае встречи с одним из судов в тумане мы бы даже не успели отвернуть в сторону, т.к. работающий постоянно мотор совершенно гасил все звуки вокруг. Но кроме нескольких касаток других встреч не было. Новая Земля долго не показывалась нам. Её до последнего закрывала серебристая завеса.

Осталось 9 км.

Лишь на расстоянии менее 8 км до острова Олений мы наконец увидели цель похода. Волшебная завеса внезапно раздвинулась, и перед нами появились солнечные берега Южного острова Новой Земли.

Наконец справа показался остров Бритвин.

Хозяйка Новой Земли устроила нам встречу с местными жителями.

Встреча на мысе Пещерном.

Пролив Петуховский.

Конечно, во времена Русанова животный мир Южного острова был гораздо богаче. За три дня стоянки мы не видели ни моржей, ни тюленей, ни одного белого медведя.

Стоянка у мыса Пещерного.

Я пытался заниматься рыбалкой, однако в нашей бухте с кристально прозрачной водой в сетки ничего не попало кроме 12 бычков-печаков. Печаков пришлось отпустить. Только новоземельские беловатые олени и стаи линяющих гусей оживляли окружающие просторы. Изначально я твёрдо решил никакой охоты в походе без крайней необходимости не вести. По-моему убийство приезжими городскими туристами ради забавы местных животных, ведущих тяжелую борьбу за выживание на Севере – это поступок подлый и глупый. Причём многие вооружены до зубов нарезными крупнокалиберными карабинами – как будто на войну собрались. Война-то ведь против маленьких наших зверьков, им и так нелегко на погибающем экологически подавленном Севере! Ведь этим гусям потом приходится лететь на юг, прорываясь сквозь плотный заградительный зенитный огонь целой своры браконьеров.

Как нам потом рассказали члены московской орнитологической экспедиции в посёлке Тобседа, однажды учёными было окольцовано довольно значительное стадо гусей–казарок. Так потом на следующий год в родные северные тундры не вернулся ни один, все погибли на перелётах и зимовках на юге. А то теперь стало модным публиковать в Интернете фотографии со снимками окровавленных убитых гусей и оленей и позировать с добычей. Почти как члены зондер команд в Белоруссии. Если так пойдёт дальше, через несколько лет придётся фотографировать друг друга в качестве добычи. В походе мы при всяком удобном случае занимались рыбалкой и её результаты вполне удовлетворяли потребность в свежем белке.

Тобседа. Орнитологи.

Окружающие наш лагерь холмы, как и большая часть островов, покрыты слоем гранитного щебня, раздробленного за тысячи лет морозами, водой и ветром.

Новоземельская тундра.


Однако плавника для костра и палаточной печки хватало с избытком. Пресная вода в виде ручейков повсюду сочится из многочисленных ледниковых озёр. В конце июля кое-где ещё лежал снег. Решено было сократить время стоянки до минимума, чтобы не потерять период устойчивой погоды со слабым ветром. Поэтому уже на следующий день отправились в Становище Русаново на экскурсию.

Становище существовало в 1926-57 гг., в 1954 г. в посёлке жило 19 промышленников и членов их семей. Прилегающие к островам Петуховского архипелага территории традиционно являлись местом промысла моржа у поморов в XV–XIX веках. Жители становища специализировались на промысле белухи и сборе гагачьего пуха. Вот перечень людей, связанных со становищем Русаново:

В Русаново неоднократно бывал легендарный Тыко Вылко – ненецкий художник и первый губернатор Новой Земли. Вот как описывает свои приключения в окрестностях Русаново Юрий Казаков в повести «Мальчик из снежной ямы»:
Навсегда запомнился мне такой случай. В 1931 году, зимой, в феврале месяце, Тыко Вылка, промысловик Василий Ефимович Кузнецов и я на трех упряжках выехали с избушки на Кусовой земле в становище Русаново, до которого, если ехать напрямик, было километров шестьдесят — один небольшой перегон по тамошним понятиям. Думали, что проскочим до становища, — хотя погода с утра и не радовала, но видимость была. Но не успели мы проехать и пятнадцати километров, как ветер усилился, видимости не стало, да к тому же и ветер был встречный. Наш путь лежал по льду моря, оставаться дольше на льду становилось опасно, лед могло выломать и отнести в море. Посоветовавшись, мы решили выходить на берег и там искать какого-нибудь укрытия — на ровном льду не укроешься. Между избой, откуда мы уехали, и становищем Русаново, куда мы держали путь, был еще промысловый участок, была избушка, в которой жила одна семья. Определившись по компасу, мы взяли направление к этой избушке в бухте Охальная. Перестроили упряжки, первой поставили упряжку Кузнецова — у него была самая сильная, — Вылка поехал на второй, у него были самые слабые собаки, а я ехал замыкающим. Договорились ехать не спеша и ни в коем случае не терять друг друга из виду. Добрались мы до берега — коса, и укрыться опять негде, видимость ноль. Собаки у Вылки совсем забастовали, стали ложиться. Наши пока держались, но так двигаться долго было нельзя — заморозишь собак, а укрыться негде. Решили добраться до первого маломальского укрытия и залечь. Ехали, тащились, наверное, с полкилометра и наехали на большую кучу дров — плавник был собран большим конусом. Загнали в затишье собак, которые сразу же залегли, и в минуту их занесло снегом. Кучу дров мы опознали и решили, что до избы Охальной, где жил промысловик, с семьей, не более полукилометра. За дровами ветер на нас прямого действия не оказывал, но было сильное снежное завихрение, и каждые полчаса надо было скидывать с себя снег, то есть вылезать из сугроба.
Пурга тем временем усилилась до предела, понесло песок, мелкие камни, но, как всегда бывает на Новой Земле, с усилением ветра мороз пошел на убыль, скоро стало не более десяти градусов мороза. Кузнецов принялся настаивать, чтобы добираться до избы. Все понимали, что «куропачить» придется долго. Он и я подняли собак, но упряжку Вылки сдвинуть с места не могли. Собаки даже на ноги не хотели вставать. Кузнецов предложил оставить собак Вылки, а две упряжки вести за вожжи и попытаться добраться до избы.
Но Вылка идти отказался, только твердил: «Пойдем — уж пропадем, как-нибудь уж будем здесь». Я своего мнения не смел иметь, был еще новичком в таких переделках, но Кузнецов был уже тогда полярником с дореволюционным стажем и был убежден, что, если изба рядом, нужно было дойти, чем терпеть такие муки, лежать несколько суток под такой пургой.
Я, может быть, длинно рассказываю, но, поверьте, дни под снегом, почти четверо суток, ох как они долги! Пролежали трое суток, на четвертые похолодало. Вылка говорит: «Уж скоро стихнет». И верно, стало утром проясняться, хотя ветер был еще сильный, видимость временами становилась метров на сто. Стало рассветать, и мы заметили невдалеке от нас, метрах в двухстах, что-то темное, большое — то видно, то скроется. Прошли метров пятьдесят и разглядели избу! Откопали собак, выпрягли из упряжек, а нарты потащили к избушке сами Так мы и прокуковали почти четверо суток рядом с избушкой. По совету Вылки хлеб мы держали за пазухой, оттаивали и тем питались.
Я вспомнил этот случай к тому, чтобы показать вам, как велик был авторитет Вылки, настолько велик, что даже полярники с многолетним стажем не смели его ослушаться, его советы всегда выполнялись беспрекословно.
Да, если говорить теперешним языком, то Вылка был человек с большой буквы!

В 1927 году, выполнив в Канинском и Печорском районах Баренцева моря некоторые контрольные гидрологические и промысловые наблюдения, становище Русаново посетил «Персей» - одно из первых океанографических судов СССР.

Персей.

5 сентября 1927 года «Персей» отдал якорь в губе Русанова (Петуховский Шар) на юго-восточной оконечности Новой Земли. Поселенцы рассказали, что в восточном конце Петуховского Шара лежит погибший норвежский бот. В нем труп человека и множество книг на русском и иностранных языках. Обилие книг вызвало предположение о принадлежности судна научной экспедиции.

Капитаном «Персея» был И. Н. Замяткин. За время стоянки в губе Русанова штурманы «Персея» под руководством Замяткина произвели опись берегов и промеры. В экспедиции принимал участие Сергей Владимирович Обручев. Он выполнил геологическую съемку западного входа в Петуховский Шар.

В окрестностях нашей стоянки на полуострове Русанова, на мысе Толстик, мы нашли гурий и около него стреляные гильзы от карабина и следы костра, на котором Сергей Владимирович со своими товарищами возможно кипятил чай во время одного из перекуров при установке гурия и грел раскалённый металлический прут, которым выжигались геодезические координаты гурия.

Гурий на мысе Пещерном.

Гурий у пролива Петуховский шар.

6 сентября «Персей» через проливы сложного Петуховского архипелага направился к востоку, на карскую сторону, в широкую губу Логинова, на 14 миль врезающуюся в глубь острова. По пути производились подробная маршрутная опись берегов и частые промеры глубин. В результате была исправлена и уточнена карта части берега, тогда еще весьма приблизительная. Так, в Петуховском Шаре были обнаружены три опасные банки, не нанесенные на карту, ряд мелких островков и один большой остров, названный именем члена ученого совета Морского научного института Я. В. Самойлова, незадолго перед тем умершего. И что было особенно ценно для лоции сложного и малоизученного берега — С. В. Обручев, практикант Г. В. Беркуль и А. Д. Старостин вели непрерывную зарисовку очертаний гор, мысов, вершин и приметных знаков на всем пути следования, начиная от острова Бритвина до мыса Меньшикова.

По пути в Становище мы нашли весло с остатками уключины от промышленной стрельной лодочки и несколько скелетов погибших оленей.

Мыс Пещерный.

Фотоотчет об экскурсии в Русаново.

На следующий день мы распростились с Новой Землёй и после дождика отправились к острову Вайгач. Хозяйка Новой Земли и встретила и проводила нас попутным ветром, хорошей погодой и прекрасными видами своих владений. Большое ей спасибо.

Прощание с Новой Землей.

Переход к Вайгачу проходил в исключительно благоприятных условиях, при ясной погоде с устойчивым попутным ветром и был первым за весь поход чисто парусным

Расстояние в 150 км от стоянки на полуострове Русанова до бухты Лямчиной на Вайгаче было пройдено за 20 часов. На этом переходе однажды Вадим выдавил из «Вайгача» больше 20 километров в час под гротом и генакером.

На берегу нас встретил смотритель бухты и по совместительству главный шаман острова Вайгач – Андрей Рудольфович Вылко – внук знаменитого Тыко Вылко.

Главный начальник бухты Лямчина.

Тыко Вылко.

Первое, что он сделал при встрече – это по примеру гостеприимных жителей Севера предложил нам в подарок полведра великолепного гольца.

Голец.

Я сразу успокоил его твёрдо обещав на острове не стрелять и не пытаться фотографировать святых для ненцев участков побережья Вайгача. Вообще, вопрос о том что можно, а что нельзя фотографировать – очень интересный. В дальнейшем я побывал у Андрея Рудольфовича в гостях, и он мне подробно объяснил – в чём состояла наша ошибка у мыса Канин Нос. Оказывается, мы не только не принесли жертв святому ненецкому Канину Носу, но и длинными очередями начали снимать его. За что и немедленно поплатились. На обратном пути этой промашки мы не сделали, и Канин Нос нас милостиво пропустил. В результате интереснейшие снимки крупным планом полуразбитых океанским прибоем огромных корабельных секций многочисленных жертв кораблекрушений, которые ежегодно случаются у Канина Носа, в кадр не попали. Но лучше не гневить грозных духов Земли и Моря ну и, конечно, надо с уважением относиться к святым местам и обычаям их жителей и хранителей. В самой бухте есть храм и несколько святых для ненцев мест.

Такие подвижники, как Андрей Рудольфович практически в одиночку ведут сейчас тяжёлую борьбу за сохранение последних остатков природы и культурного наследия предков. В социалистические времена, как он мне рассказал, государство бесплатно снабжало местных жителей горючим, боеприпасами, многими продуктами, обеспечивало их радиосвязью и средствами передвижения по тундре зимой и летом. И делалось это не только из присущего социализму альтруизма. Главным здесь является существующий уже несколько столетий дипломатический принцип заселенности приграничных территорий. Суть его в том, что та или иная приграничная территория признаётся принадлежащей данному государству только при наличии на ней постоянно проживающего местного населения. Каждый житель приграничной территории одновременно, по положению о пограничной охране приграничных территорий является по существу пограничником.

В Законе О Государственной Границе СССР от 05.08.1960 существовала соответствующая статья

Статья 39. Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан, связанные с обеспечением охраны государственной границы СССР. Государственные органы, общественные организации, должностные лица, а также граждане обязаны соблюдать режим государственной границы СССР, выполнять требования пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу СССР. Государственные органы, общественные организации и должностные лица должны постоянно проводить работу по разъяснению гражданам военного, политического и экономического значения охраны государственной границы СССР, воспитанию их в духе высокой бдительности, поддержанию организованности и порядка в пограничной зоне, пограничной полосе и на прилегающей к государственной границе СССР или к охраняемому пограничными войсками побережью моря территории района, города, поселка, сельсовета, где пограничная зона не установлена, а также в пунктах пропуска через государственную границу СССР.

В ныне действующем Законе о Границе есть Статья 3

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно - правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно - розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно эпидемиологических, экологических и иных мер. в этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Вот так: «…путем принятия политических, организационно - правовых, дипломатических, экономических, оборонных …. МЕР» Вот и посмотрим, а какие такие политические, организационно-правовые , экономические и оборонные меры принимаются на самом деле.

В международной практике принято следующее положение – Есть на данной территории местное население – эта территория признаётся принадлежащей данному государству. Именно с целью подтвердить территориальную принадлежность стратегически важного для Советского Союза и нынешней усечённой России острова Врангеля в далёком 1926 году Георгий Алексеевич Ушаков прибыл с чукотскими переселенцами на Врангель, а затем несколько лет в тяжелых трудах и лишениях обустраивал его. Его подвиг и он сам легли в основу фильма «Начальник Чукотки». Поэтому создание человеческих условий для жизни населения приграничных северных территорий для России – вопрос не столько социальный и гуманный, а стратегический. Это вопрос самого существования государства.

Г.А.Ушаков.

За годы моих походов по русскому Северу удалось посетить практически все пункты побережья от Кеми до Варнека на острове Вайгач. Наблюдал множество полностью разрушенных и брошенных пограничных застав. Нет ни одной исправной и действующей радиолокационной станции. Практически нет боеспособного военного флота. Всё побережье Баренцева моря усеяно догнивающими корпусами боевых кораблей Северного флота. И это-то при современных средствах для разведки и нападения! А как охранять наши огромные границы без авиации, в том числе авиации ПВО? А где аэродромы, самолёты? Всё уничтожено! То есть сейчас в России, кроме местных жителей границу никто на Севере не охраняет. Уничтожена и погранзастава и аэродром ПВО на Вайгаче. Теперь делается всё, чтобы сделать невыносимой жизнь местных по всему побережью Северного Ледовитого океана. Одни цены на бензин чего стоят – от 80 до 100 рублей за литр. При этом идёт поголовное спаивание жителей на фоне искусственно создаваемой и поддерживаемой безработицы. Если где-то и остались островки кое-какого благополучия, то целиком за счёт отдельных честных глав местных администраций, как на острове Колгуев. Если же кто-то из глав администрации пытается как-то оживить местную промышленность, хотя бы повысить навигационную безопасность местного судоходства – присылают рейнджеров и просто выламывают всё построенное своими руками. Недавний пример – посёлок Шойна на полуострове Канин. В 2009 году отремонтированный и заново оснащённый новыми генераторами и оптикой маяк в Шойне был просто разгромлен присланными министерством обороны «военными» бандитами. При возвращении, ночью в штормовую погоду, мы с Вадимом из-за этого сели на мель прямо перед Шойной. Потом два часа бегали по колено в воде у лодки посреди залива и с огромным трудом волоком втащили её в бухту.

Шойна.Маяк.
Конечно, лес, нефть, газ вывозятся (грабятся) вполне по цивилизованному. Огромные океанские суда чётко по расписанию курсируют по всем морям. А местное судоходство развалилось в конец. Каждый год терпят аварии и тонут суда с людьми.


Развалины в.ч. Канин Нос.


Развалины в.ч. Канин Нос.

Шойна. Бот.

Шойна. Берег.

Койда. Рыбсовхоз.

В Шойне.

В Шойне.


Вымирающий Диксон.



Вымирающий Диксон.

Вот так нас теперь охраняют и защищают. Мы живём сейчас в стране без границы и без армии. Такое положение может быть только в одном случае – мы живём в оккупированной стране.

Впрочем, удивляться тут нечему. Сама действующая сейчас Ельцинская Конституция РФ, от 26 декабря 1993 года, принятая в обход действовавшего тогда Закона о Референдуме РСФСР после кровавого расстрела из танковых орудий Съезда Народных Депутатов, это подтверждает в своей 15 статье:

Статья 15

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Вот так – международные правила грабежа России – важнее наших русских законов!

А оккупированной стране границы и армия не нужны. Это не страна с границей, а огромная, самая большая в истории человечества индейская резервация с вымирающим населением. Осталось совсем немного – окончательно переморить остатки местных жителей – и открыто забрать себе наши территории. Охотников на них полно – одни норвежцы уже вовсю рассекают чуть ли не по всему северному побережью.

Особо подлыми являются попытки властей разделить население Севера по национальному признаку. Каждому отделившемуся маленькому национальному образованию дают какие-то эфемерные привилегии (квоты на рыбалку саамам на Кольском) и стравливают с соседями. Даже русских и тех выделили. На прошлой переписи населения, в 2010 году, я оказался в посёлке Чапома на Терском берегу. Зашёл в сельсовет, чтобы договорится о покупке бензина. Председатель меня сразу же отговорил использовать «государственный» бензин. Он сказал – «Хочешь, чтобы у тебя движок в море клина дал – лей, мне не жалко». Вот так снабжает наша власть местных рыбаков – чтобы остались без техники и сдохли побыстрее. Пришлось купить бензин у частников. А ведь моторы у меня дефорсированные и ездят на 76 бензине. Выходит, что качество поставляемого рыбакам топлива таково, что даже не соответствует по октановому числу 76 бензину! Выходя из кабинета председателя, обратил внимание на объявление на стене. В объявлении от лица власти предлагалось местным жителям записываться во время переписи в новую национальную группу – «поморы». Вот так - поморы – новая нация! Стало быть, я сейчас живу в Питере и скоро смогу записаться в нацию «питерцев» или, скажем «москвичей», или, если своего деда вспомню – могу и в «поморы» пойти. Во, уроды! А потом можно будет и отделиться от России! Ну, конечно, «по-демократически», после «референдума» очередного. Ну а дальше всех этих «нацменов» и передавить можно поодиночке быстренько и бесшумно. Хотя, если вспомнить горькую историю американских индейцев – ничего нового не придумано – всё из одного источника и по одному сценарию – продажные вожди с баксами в карманах, палёная водка с метилатом, табак, чумное бельё и побольше «самостоятельности». Ну и красивые «зеркальца» и «бусы» для дикарей-туземцев – привозные мобильники, компьютеры и иномарки. Только вот не худо бы вспомнить – как эти индейцы кончили. Когда очнулись от жестокой похмелюги – увидели вокруг себя совсем другую страну и уже, увы, без индейцев.

Вот такие-то меры принимаются у нас по охране границы.

В этом походе мы прошли самую тяжелую часть маршрута под красным флагом – Государственным Флагом СССР. Мы подняли его на острове Долгом, после тяжелого штормового перехода с Вайгача, как знак надежды на возрождение Советского Союза – могучего государства русских людей. Этот флаг на всём побережье встречал полное понимание и одобрение всех северян и членов научных экспедиций.

Катамаран Вайгач.
Поэтому огромное сочувствие вызывают у нас простые жители Севера – наши единственные сейчас защитники, наши дорогие пограничники. Ведь они самим своим существованием вопреки звериным и подлым приёмам властей хранят северные рубежи России. Все. От младенцев и стареньких бабушек до неказистых с виду, но стойких и выносливых рыбаков и охотников. Это как в Сталинграде, во время решающих всё боёв за ключевую оборонительную позицию – Мамаев курган, десятки раз переходивший из рук в руки. Иногда в полуразбитых непрерывным огнём окопах оставалось лишь несколько последних израненных бойцов, иногда меньше десятка. И этот десяток держал за своей спиной всю Россию. Об этом хорошо сказано в книге моряка-снайпера Василия Зайцева «За Волгой для нас земли нет».

Вот они – жители посёлка Варнек острова Вайгач – Андрей Рудольфович Вылко, брат Андрея Рудольфовича Николай с женой и внучатами, охотник из Варнека Юра, тяжело раненый на Кавказской войне, житель посёлка Шойна Александр, Павел из Койды вместе с сыном Ильёй- вертолетчиком с Ямала, Владимир с сыном из посёлка Чапома, рыбаки и охотники Дима и Саша из посёлка Чижа, потомственная рыбачка Фаина Степановна и ребята из посёлка Майда.

Андрей Рудольфович.

Николай Рудольфович.

Варнек.Николай, Юрий Вылко.

Уходим с Вайгача.

Шойна. Александр.

Старожил Шойны и Вадим.

Койда. Павел и Илья.

Рыбаки из Чапомы.

Дима и Саша из Чижи.

Жители Майды.

Вот так выглядят улицы посёлка Бугрино на острове Колгуев. Местная администрация прилагает все усилия, чтобы даже в условиях засилья нашей оккупационной власти сделать жизнь бугринцев легче. В посёлке на улицах чистота, нет пьяных. Ведь у всех северян, в том числе и у русских, нет в крови фермента, разлагающего этиловый спирт и именно поэтому они моментально спиваются и становятся алкоголиками. Видно, глава Колгуевского сельсовета – человек честный. В магазинах на полках нет вообще никакого спиртного. Приятно видеть молодых красивых женщин с детьми на дощатых тротуарах. Вот местный детский садик и дощатое футбольно-хоккейное поле для детишек. Местные мужики все при деле. Работает островная дизельная электростанция, в магазине всегда есть продукты. В гористой тундре на просторах острова пасутся стада местных оленей. Есть даже свой морской курорт с пляжем на южном берегу острова Колгуев. Оказывается, в сентябре на две недели устанавливается короткий период бабьего лета с солнечной безветренной погодой. Вода в мелководной бухте прогревается и можно купаться и загорать. Всегда на складе есть топливо. Мы купили там 80 литров бензина по 80 рублей за литр.

Колгуев. Бугрино.



Детский сад. Бугрино.

Житель Бугрино.

Бугрино.

Бугрино.

Все встретившиеся в походе северяне оказали нам огромную помощь. Без помощи простых северян никуда на Севере не пройти. Низкий им поклон и огромное спасибо.

Бывая в северных посёлках, я всегда старался расспрашивать местных рыбаков, охотников об их нелёгкой жизни, охоте, приключениях. Вот некоторые из рассказов.

Рассказывает Андрей Рудольфович Вылко с Вайгача.

«Сидим с братом зимней ночью в избе. Вдруг слышим – открылась входная дверь и кто-то начал шумно возится в сенях. А в сенях у меня лежат остатки собачьего корма - убитого тюленя – шкура с ластами. Брат осторожно приоткрывает дверь и сразу же резко захлопывает, закрывая её на крючок – В сенях белый медведь! Снимаю со стены ружьё, осторожно приоткрываю дверь и, не целясь, стреляю дробью в темноту сеней. В сенях шум, грохот, потом всё стихает. Мы осторожно выглядываем – сени пусты. Выходим наружу, видим – поодаль стоит здоровенный медведь и с хрустом доедает остатки тюленьей шкуры с ластами».

«Выхожу ясным весенним утром на порог избы. Вокруг освещённые солнцем просторы бухты Лямчиной. Оглядываю свои угодья и вижу в нескольких километрах на склоне сопки нечто, напоминающее кусок белого полиэтилена. Возвращаюсь в избу за биноклем и в бинокль вижу белого медведя, быстро спускающегося по склону сопки к берегу. Вспоминаю, что на противоположном берегу бухты у меня спрятаны в яме остатки недавно подстреленного на корм собакам тюленя и ветер как раз дует через бухту медведю в нос. Надо опередить белого налётчика! Быстро сажусь с ружьём в лодку и на перегонки с медведем гребу через бухту. ( При этом Андрей Рудольфович пояснил, что плывущего медведя заметить в воде уже за несколько сот метров практически невозможно – он очень обтекаем, не создаёт при движении в воде видимого следа и на поверхности торчит только его нос. Положение в воде плывущего зверя можно было определить только косвенно – над ним вились любопытные любительницы подразнить - крачки.) Вижу по положению крачек, что обгоняю медведя. Быстро выскакиваю на берег и занимаю позицию за камнем в нескольких десятков метров от уреза воды. Внезапно, как терминатор, из воды поднимается подплывший медведь и идёт прямо к закопанному тюленю, держась против ветра. Подпускаю его на 30 метров и выхожу из-за камня с ружьём. Медведь останавливается. Стой! Давай поворачивай, кричу. Не слушает, идёт на меня. Быстро прикладываюсь и дробью из однозарядной старенькой «сломки» стреляю ему в грудь. Медведь быстро поворачивается, бросается в воду и уплывает. Я подхожу к яме с тюлениной и вижу, что она уже давно раскопана и пуста – медведей на Вайгаче пока хватает».

Тут надо заметить, что дистанция в 30 метров – это постоянно встречающееся в охотничьих рассказах про медведей расстояние, нечто вроде негласной границы, перейдя которую, медведь превращается из элемента дикого ландшафта в опасного хищника. Несмотря на частые зимние и весенние встречи с белым медведем, Андрей Рудольфович никого из них ещё не убивал – только пугал.

А вот рассказ о встрече с белым медведем охотника из Варнека Юры – бывшего фронтовика, тяжело раненого на Кавказской войне:

« В северовосточной части острова есть брошенная погранзастава и аэродром. Зимой мы иногда ездим туда на снегоходах с нартами за стройматериалами. Так там этих медведей – полно. Ходят между разрушенными зданиями и могут выскочить на тебя внезапно из-за угла. Вот так и на меня один вышел как-то. С 20 метров приложился и пулей ударил ему в бок. Он взревел и пошёл прямо на меня. А я вожусь со своей сломкой - гильза никак не вылазит из патронника. Наверное от страха. Он подошел метров на пять ко мне. Стоит. А кровь толчками из раны льёт. Ну думаю - всё. И вдруг, в мозгу услышал я его голос – «А пошел ты…!». Смотрю – поворачивается и уходит медленно. Я гильзу сразу выбросил, новый патрон вбил, приложился – и не смог в спину ему стрелять. Ружьё уронил и долго на ноги не мог встать. Видно, встретились два «великих охотника» и один из них оказался крепче духом.»

Этот эпизод удивительно напоминает сцену из замечательного французского фильма 1988 года о животных «Медведь».

Попадал Андрей Рудольфович и в «морской унос». Однажды, из-за отказа подвесного мотора его «Прогресс» подхватило сильным отжимным ветром и сутки дрейфовало по штормовым волнам на запад к острову Долгому. Он не растерялся, не запаниковал, поставил импровизированный брезентовый парус и сумел пробиться к безопасной бухте с промысловой избушкой на юге острова Долгий, удерживая маленькое суденышко от опрокидывания. Потом отремонтировался и, выбрав момент затишья, вернулся на Вайгач.

Во время нашей четырёхдневной стоянки на Вайгаче Андрей Рудольфович ежедневно, иногда по нескольку раз, заходил к нам в лагерь, часто угощал нас вкуснейшим гольцом. Подходит как-то к нашей палатке с печкой, спрашивает – «В чум можно войти?». Зашел, сел, за стол, огляделся – «Хорошо в чуме, тепло!» - похвалил нас. Кроме охотничьих историй Андрей Рудольфович много рассказывал о встречах с народными ненецкими художниками и собирателями ненецкого фольклора. Они оказывается частые гости в бухте Лямчиной. О своих ежегодных многокилометровых пеших походах вглубь Вайгача к скрытым в просторах гористой вайгачёвской тундры святым местам. О нелёгкой жизни местного населения Вайгача.

Оказывается сейчас на Вайгаче всё население сосредоточено в основном в Варнеке и составляет около 80 человек, включая детей. К несчастью, в бухту Варнека заходят отстаиваться во время частых сильных противных ветров караваны судов, идущих с грузами по СевМорпути. Во время нашего захода в Варнек там отстаивалось во время шторма 3 больших судна. Экипажи перепродают местным спекулянтам водку.

В один из последних дней нашего пребывания в гостях у Андрея Рудольфовича, чудесным тёплым солнечным днём мы ходили вместе с ним вглубь острова на экскурсию, любовались гористой тундрой на Вайгаче, рыбачили и купались в прозрачных озёрах.

Вайгач.
















Потом, на другой день, ходили к нему в гости. Изба его была совершенно разрушена во время прошлогоднего урагана. Могучие океанские валы разрушили сени, развернули и перенесли маленький домик на несколько метров вглубь тундры, уничтожили всё небогатое хозяйство.


Даже печка и та совсем развалилась. Хорошо хоть собак удалось спасти. Исчезли снаряжение, патроны, инструменты, даже бинокль. Сейчас ему с огромным трудом удалось частично восстановить порушенное хозяйство. Мы, чем могли, попытались немного ему помочь. Оставили все патроны, запасной приёмничек с батарейками, бинокль, отремонтировали ему старенький «Штиль» и привезли на «Вайгаче» немного дров с противоположного берега бухты. Он отдал нам в дорогу весь дневной улов гольца – около двух вёдер и научил, как безопасно пройти мимо владений грозных духов Канина Носа.

Канин.

ТАКТИКА ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

Цель определила и тактику прохождения маршрута. Главное – обеспечение безопасности судна и экипажа при жестких сроках на продолжительность похода. О морской тактике и достижениях древних русских моряков хорошо написано в диссертации на соискание степени кандидата исторических наук капитана-полярника и писателя Константина Сергеевича Бадигина «По студёным морям».

На протяжении десяти лет я с разными экипажами готовился к серьёзному морскому походу, почти ежегодно проходя различные маршруты по Белому морю. При этом была определена и проверена на практике оптимальная по критерию минимума затрат времени и максимума безопасности тактика движения по морю на лёгком надувном катамаране. В основе тактики – максимально протяженные и минимальные по утомляемости экипажа и затратам ходового времени вахтовые переходы с минимумом промежуточных стоянок-днёвок. Совершенно необходимым условием для дальнего похода является наличие каюты для отдыха подвахтенных. Оптимальная продолжительность переходов – до трёх суток. Число членов экипажа – четыре человека. Это позволяет при двух вахтах максимально упростить управление лодкой и уменьшить требования к обитаемости и требуемому для длительного похода водоизмещению лодки. С этой точки зрения оптимальная для дальнего морского похода лодка – катамаран типа «Гандвик». Стоянки выбираются исходя из целесообразности посещения того или иного берегового объекта для цели похода. Жесткие временные рамки диктуют необходимость длительных переходов по открытому морю на большом удалении от берегов. Поэтому огромное значение имеет надёжность конструкции и мореходность лодки. Именно такие лодки строит Антон Агафонов.

Ещё одно важнейшее условие – возможность оперативного получения прогноза погоды на переходе. Эту возможность нашему экипажу по-дружески предоставил Александр Хазацкий. Он дал нам спутниковый телефон «Иридиум» и познакомил с методикой получения оперативных прогнозов.

Как показал этот поход, длительного воздействия сильной килевой и бортовой качки при движении в открытом море против или вразрез волны даже самые надёжные по конструкции и изготовлению лодки типа разборных надувных катамаранов не выдержат. Поэтому достаточно длительное движение без аварий и поломок в наборе корпуса по открытому морю возможно только при попутном ветре и попутной волне. Для переходов по открытому морю выбирались прогнозы на периоды погоды длительностью до трёх суток с относительно попутным (до 10 м/с) ветром. Если ветер был слишком сильным или встречным – мы проводили время на берегу. Большую опасность в северных морях для надувных поплавков в открытом море и при волнении представляют топляки и плавающий массивный мусор. В этом походе мы имели около 10 встреч с опасными топляками в открытом море. При этом один раз имели сильное столкновение, к счастью, без последствий. Обнаружить ныряющий в волнах топляк своевременно можно только при хорошей видимости. Это условие накладывало дополнительные ограничения на продолжительность похода, т.к. тёмные ночи наступают на севере после 10 августа. Поэтому скорость движения на переходах должна была выдерживаться не ниже 8-9 км/час. В среднем переходы имели протяженность 200-250 км. Самый протяженный составил 590 км и был пройден за 66 часов. На практике это приводило к необходимости обязательного включения мотора при уменьшении скорости ниже 8 км/час. При этом как самостоятельный движитель мотор не использовался ни разу и применялся только комбинированно с парусами. Это привело к довольно значительному расходу 76 бензина На 3500 км похода потребовалось 420 литров бензина.

Несмотря на слабость конструкции и непрочность надувных тряпочных поплавков, огромным достоинством наших лодок по сравнению с яхтами является возможность быстрого выкатывания на берег силами экипажа практически в любом месте побережья. Катамаранная конструкция при выкатывании на берег на брёвнах обеспечивает наибольшие удобства, т.к. по сравнению с другими многокорпусными конструкциями наиболее устойчива и требует минимума брёвен для выкатывания. Это роднит суда нашего класса с поморскими кочами, конструкция днища которых позволяла древним мореходам оперативно выкатывать свои суда на лёд или на берег. Нам это позволило у Канина Носа спасти и лодку и экипаж от гибели при внезапном резком усилении ветра и последовавшем за тем четырёхдневном шторме.

Значительных поломок в наборе за время похода не было. Катамаран «Вайгач» (прототип «Гандвика») проектировался Антоном Агафоновым именно для походов в открытом море. Конструкция катамарана избыточно прочная, многие элементы набора изготовлены из нержавеющей стали. Однако, за время похода были сломаны «по очереди» в середине и в конце похода оба кронштейна рулевых перьев. Ремонтировались по ходу дела своими силами. Причиной поломки считаю усталость материала кронштейнов из-за длительного воздействия качки. На берегу при разборке лодки были обнаружены усталостные трещины втулок носовых шпангоутов, 20-процентный усталостный износ нижних стрингеров и кронштейна стаксельштага. Шпангоуты и стрингеры несомненно пострадали из-за стремительной килевой качки на встречной волне. Стаксельштаг и его узлы крепления к набору на «Вайгаче» изготовлены из нержавеющей стали и очень массивны и надёжны с виду, однако нагрузки при качке на встречной морской волне очевидно были слишком велики. Полный перечень усталостных повреждений набора корпуса катамарана, выявившихся при разборке лодки в Беломорске, ещё раз подтвердил моё мнение о том, что для длительных переходов по открытому морю в сложных погодных условиях разборные алюминиевые корпуса наших лодок не пригодны. Это не значит, что по морю ходить не следует. Просто каждый выход в море должен быть тщательно подготовлен и обоснован в соответствии с прогнозом погоды. Именно так мы и старались выполнять все длительные морские переходы. В связи с этим особенно актуальна возможность получения оперативного и по возможности точного прогноза погоды. Считаю, что успешное окончание нашего похода обусловлено прежде всего помощью Александра Хазацкого в приобретении аппаратуры спутниковой связи и обучении меня методике прогнозирования.

Снаряжение в основном было изготовлено своими силами за годы подготовки к походу. Для северных походов важное значение имеет возможность отдохнуть и просушиться в спокойной обстановке на берегу в тёплом помещении у печки. После года испытаний с Антоном Агафоновым была выбрана и модернизирована своими силами зимняя палатка «Вьюга» и для неё изготовлена экономичная печка длительного горения (до 8 часов). По-моему, тёплая палатка с печкой были главным условием малой утомляемости и хорошего физического самочувствия экипажа и успешного окончания продолжительного и тяжёлого северного похода в условиях холодной дождливой ветреной погоды.

В заключение хотелось бы ещё раз выразить огромную благодарность всем северянам, ведущим тяжёлую борьбу за существование на наших северных границах. Кроме нас самих им никто не поможет.

Отдельно хотел бы поблагодарить за помощь Антона Агафонова и Александра Хазацкого.

Очень рад и счастлив, что этот поход позволил мне встретится с таким замечательным человеком и моряком, как Вадим Ракитин. На обратном пути неделя за неделей мы вдвоём по очереди, часто засыпая на руле, вели «Вайгач» по штормовому маршруту к далёкой цели. Всё-таки дошли и довели. Вместе и до конца.

Hosted by uCoz